Бронево́й по́езд (сокращённо бронепо́езд) — бронированная железнодорожная боевая машина, железнодорожный состав (поезд) для ведения боевых действий в полосе железной дороги, в различных родах войск.
Во время Первой мировой войны появились первые бронированные автомобили. Военные инженеры и конструкторы пошли ещё дальше и построили бронированные поезда.
Это были настоящие передвижные крепости. Сразиться с ними мог далеко не каждый противник.
Идея поставить пушку на железнодорожные рельсы впервые пришла американцам ещё в 1862 году во время Гражданской войны между Севером и Югом. Эксперимент оказался успешным.
Первая бронированная конструкция появилась в конце XIX столетия. Она приводилась в движение паровыми двигателями.
Во время
Вскоре англичане построили и настоящий бронепоезд. Первые бронепоезда укрепляли всем, что подворачивалось под руку: шпалами, мешками с песком, толстыми досками… Потом для защиты от противника начали использовать прочные стальные листы.
На бронепоездах устанавливали артиллерийские орудия и пулемёты. Бронепоезда строили многие страны, и даже совсем маленькие. Были такие сооружения и в России.
Первый русский бронепоезд «Хунхуз» построили в августе 1914 года, перед началом Первой мировой войны. Он имел на вооружении по 12 пулеметов с каждой стороны.
Вращающиеся башенные орудийные установки с горными пушками находились на двух бронеплощадках «Хунхуза».
Бронепоезда использовали для поддержки пехоты, захвата железнодорожных мостов, огневых налётов на тылы противника.
Военная техника совершенствовалась, и во время Второй мировой войны «железным монстрам» пришёл конец. Родившиеся на рубеже XIX и XX веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах.
Но привязанные к железной дороге и громоздкие, они не смогли противостоять такой лёгкой и манёвренной машине, как танк. В середине ХХ века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.
Бронепоездам остался один путь — в металлолом. Век их оказался недолгим.