Атомный ледокол — морское
Для плавания в северных льдах используются транспортные и военные суда со специальной формой корпуса — ледоколы.
Они прокладывают дорогу остальным судам, которые везут сквозь льды важные грузы. Их корпуса из самой прочной толстой стали имеют яйцевидную форму и не боятся льдов.
История ледоколов очень стара. Ещё в 1864 году кронштадтский купец Бритнев решил подрезать носовую часть одному из своих пароходов.
Именно это новшество позволило маленькому судну длиной всего 26 метров на несколько недель продлить навигацию между Кронштадтом и Ораниенбаумом.
В 1933 году шведы построили первый дизель-электрический ледокол «Имер». Мощная энергетическая установка ощутимо увеличила дальность плавания ледокола в северных морях.
Но самыми крупными и мощными были советские ледоколы. Один из них был достроен в городе Ленинграде в августе 1941 года и вместо северных морей отправился на фронт.
Он довольно успешно сражался, но вскоре с него сняли пушки, и он отправился выполнять свои прямые обязанности — проводить через северные моря военные корабли и грузовые суда с самым необходимым для фронта.
Начало новой эры в полярном мореплавании ознаменовал исторический рейс советского атомного ледокола «Арктика».
17 августа 1977 года «Арктика», преодолев полосу тяжёлых льдов, впервые достигла Северного географического полюса земли.
Атомные ледоколы могут пробивать огромную толщу льда. Специальная форма кормы защищает винт, а в случае поломки его лопасти можно заменить, не заходя в порт. На борту атомохода есть несколько вертолётов.
Одно из главных преимуществ атомного ледокола — нет необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена.